Рок-музыка, тем более метал – это всегда протест, будь то социальный, политический, национальный, сугубо личный или любой другой. В советское время протестовать было опасно, но ребят из “Аспарез” это не остановило: они одними из первых представили миру тяжелое звучание армянского метала. А после исчезли.

Из основных музыкантов армянской рок-группы «Аспарез» в Армении сейчас живут только двое — гитарист Армен Тороян и барабанщик Давид Оганджанян. Корреспондент Sputnik Армения Жанна Погосян встретилась с ними и разузнала, каково было играть тяжеляк в советские годы и почему после распада СССР распалась и группа.
©
Sputnik/ Asatur YesayantsИнтервью с участниками первой армянской хеви-метал группы «Аспарез»

– Дав, а ты помнишь, когда нас на концерт в мединститут не пустили? В 80-ом году?— спрашивает сидящий напротив меня Армен у возящегося с ударной установкой Давида. Мы находимся в его студии, половина которой забита разновидными барабанами.

– Конечно, помню, мне еще хотелось этому чуваку в костюме вмазать. Представьте себе, — поворачивается ко мне Давид, — все приготовили, со всеми инструментами явились — и на те, нас не пускают, мол, националисты вы, не нужно нам все это. Тогда мы еще не «Аспарезом» звались, а «Дейр эз-Зор» — взяли название пустыни в Сирии, где погибли несколько сотен тысяч армян во время Геноцида. После того инцидента с мединститутом решили поменять имя группы — хотя идеология осталась та же — мы играли тяжелый рок и пели про армянскую историю.

– А название «Аспарез» предложил я: встретил это слово в романе Мурацана «Геворг Марзпетуни», — рассказывает Армен, — оно мне сразу понравилось. Какое-то оно роковое, тяжелое, с буквой «З» в конце. Аспарез — древнеармянская мера длины, как миля или километр.
©
Sputnik/ Asatur YesayantsГитарист первой хеви-метал рок-группы Советской Армении «Аспарез» Армен Тороян

Перенесемся в конец 70-ых: каждый из будущих музыкантов «Аспарез» находит свой путь к рок-музыке и к своему любимому инструменту. Армена Торояна научил играть на гитаре его младший брат — Гагик Тороян, который впоследствии стал басистом «Аспареза». Отец парней был военным, семья была финансово обеспеченна, и родители поощряли занятия детей музыкой. На 16-летие родители подарили Армену электрогитару, а позднее Гагик получил в подарок бас-гитару.

Друг Гагика из школы Давид Оганджанян начал изучать игру на барабане на книгах… Именно на книгах, а не по книгам. Он ставил толстые книги рядом друг с другом, сооружал что-то вроде установки и учился держать ритм. Впервые он увидел настоящую барабанную установку в школе, в средних классах. Сел за установку, сразу сообразил, что и как нужно делать. Так и сидит за установками уже почти 40 лет.

– Мы тогда играли в наших школах во время праздников. И один день решили играть вместе, собрать группу, — говорит Армен, — я лично музыкальное вдохновение черпал в основном из двух источников — британской рок-группы Led Zeppelin и армянского поэта и музыканта Саят-Нова. Наша музыка в последствии и получилась такой — тяжелый метал с этническими элементами.
©
Sputnik/ Asatur YesayantsБарабанщик первой хеви-метал группы Советской Армении «Аспарез» Давид Оганджанян

Под именем «Аспарез» группа начала выступать с 1982 года. Участникам было по 18 лет, Армену — самому старшему в группе — было 21. Им повезло — годы выступления группы совпали с перестройкой в СССР, именно тогда коммунистическая партия всячески старалась поддерживать начинания молодежи. С цензурой столкнулись они всего лишь раз, когда слово «арарич» (бог) в одной из песен пытались заменить, но не заменили. Наоборот, партия поддерживала ребят — они без проблем репетировали в Домах культуры, выступали на студвеснах, представляли Армению на советской сцене.

– В середине 80-ых мы познакомились с эстонским рок-музыкантом Гуннаром Грапсом, он приехал выступать в Ереване, — вспоминает Давид, — мы попросили его послушать нашу музыку, а он стал отнекиваться, мол, «кавказский » рок ему неинтересен. Но после уговоров он все-таки послушал нашу музыку и сказал, что именно в нашей «кавказской сути» и кроется вся соль — ему очень понравились этнические элементы, которые, если честно, мы внедряли в музыку так, играючи. А для него это, стало быть, было потрясением, новым течением в рок-музыке. Он нам сказал:

«В следующем году в Эстонии будет рок-фестиваль, я вас приглашаю. Куда отправлять приглашения?». Мы тогда замешкались и ответили — в Комсомол, — смеется Давид.

1987 году в комсомол пришло приглашение для группы «Аспарез» выступать на рок-фестивале «Тяжелое лето» в Таллине. Это было знатным событием для Советской Армении. Сразу создалась комиссия из композиторов и музыковедов, которые должны были послушать группу «Аспарез» и допустить ее к фестивалю.
©
Sputnik/ Asatur YesayantsБарабанщик первой хеви-метал группы Советской Армении «Аспарез» Давид Оганджанян

– Ну вот, сидят люди с серьезными лицами (а в комиссии были такие известные композиторы, как Константин Петросян и Мартин Вардазарян) и вынуждены слушать, как мы орем и ломаем инструменты, — смеется Армен. — Дело того стоило — нас допустили на фестиваль, на котором мы не то что были единственными армянами, но и единственными «неблондинами» в толпе эстонских, литовских, русских, украинских музыкантов.

Дальше — больше, в 1987 году «Аспарез» выступила на московском фестивале «Рок-панорама», где и была сделана их любимая фотография. Несколько месяцев спустя в Армении начались митинги за присоединения Нагорного Карабаха к Армении. В апреле 1989 года по инициативе «Аспарез» на стадионе Степанакерта, в Карабахе, прошел большой концерт, с участием известных на тот момент армянских исполнителей.

– Шла война, а мы выступали в поддержку народа, — вспоминает Армен, — во время нашего выступления я первый раз в жизни увидел армянский трехцветный флаг — красный, синий, оранжевый. До этого даже на митингах в Ереване таких флагов не было.

Послесловие

«Черный сад», «Сумасшедший век», «Расскажи мне», «Эпизод из армянской истории пятого века», и другие свои песни парни «Аспарез» в 1990 собрали в свой первый и единственный альбом под названием «Анафема». После распада СССР распалась и группа — для Армении настали тяжелые времена, почти все музыканты женились, обзавелись детьми, и стало ясно, что рок-музыкой в Армении невозможно заработать.

Сейчас рокеры редко общаются друг с другом, но некоторые из них до сих пор занимаются музыкой. Гитарист Юрий Маилян в самом начале 90-ых уехал в Россию, основал свою музыкальную школу, гитарист Виталий Демурчьян и вокалисты Гарик Мартиросян и Жан Дилбарян живут в России, музыкой не занимаются, басист Гагик Тороян в прошлом году переехал с семьей в США.

Армен Тороян сейчас занимается музыкальной студией «Аспарез» — записью и аранжировкой произведений разных исполнителей, в основном делающих музыку в стиле рабис. Давид Оганджанян играет в ресторане, учит подростков играть на барабане, а также поет шансон — записал два диска под именем Давид Оган.

О совместном творчестве вшестером они даже не задумываются, мол, время рока для них уже прошло. Они не делают музыку, лишь иногда слушают ее. В наушниках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *