О цовагюховцах давно распространена слава как о людях самоуверенных, даже немного циничных, но трудолюбивых. Корреспонденты Sputnik Армения побывали в армянской деревне и проверили, так ли это.

«На западе был виден злосчастный Чибухлу со своими подземными домами, заброшенными хижинами, стогами кизяка и горами мусора. Если бы не запах моря, у Камсаряна бы началось головокружение от всей этой зловони», — так в начале 20-ого века романист Мурацан описывал армянскую деревню, находившуюся на берегу озера Севан.

До 30-х годов деревня называлась Чибухлу, а сегодня известна как Цовагюх (в переводе «Морское село», так как в Армении озеро Севан принято называть морем — ред.). Люди в этой деревне в основном занимаются рыбалкой.

Село Цовагюх, Гегаркуникская область
© SPUTNIK / JANNA POGHOSYAN
Село Цовагюх, Гегаркуникская область

Цовагюховцы давно снискали славу уверенных в себе, немного циничных, но трудолюбивых людей. Первому качеству утверждение нашлось сразу, прямо с центра деревни. Тут гордо стоял памятник Мурацану. Около него сидели двое пожилых мужчин.

– Здравствуйте!

– Здравствуй, милая.

– А вы читали роман «Апостол» Мурацана? Он весьма нелестно писал о вашей деревне, не ожидала увидеть здесь его памятник.

Житель Цовагюха около памятника Мурацану
© SPUTNIK / JANNA POGHOSYAN
Житель Цовагюха около памятника Мурацану

Один из мужчин заулыбался:

– Ну было, и что? Вот ты откуда, из Еревана? Про Ереван-то он ни строки не писал, ведь. Из всех деревень выбрал нашу, потому что…

– Что?

– Наша деревня — лучшая. И тогда была лучшей, и сейчас — лучшая.

Другой старик попытался урезонить друга:

– Писатель-то правду написал. Были наши деды необразованные, бедные, кормили вшей, ну что поделать. А во время Советского Союза даже и не разбирались, кто написал, что написал, зачем написал. Деревне нужен был памятник — вот. Нашли нам героя.

Село Цовагюх, Гегаркуникская область
© SPUTNIK / JANNA POGHOSYAN
Село Цовагюх, Гегаркуникская область

Первый старик возмущенно посмотрел на друга, потом на меня, потом помахал рукой и ушел в беседку рядом, поиграть в нарды с земляками.

– Ты не обращай внимания, он обидчивым стал в последнее время, — улыбнулся его друг и пригласил меня сесть рядом. — Они все, — показал он рукой на стариков в беседке, — всю жизнь были вынуждены общаться с морем. Вот и стали нелюдимые и замкнутые.

– А вы, что, не рыбак?— спрашиваю я удивленно, ведь всякие рыбацкие штуки — снасти, сети, удочки — здесь встречаются сплошь и рядом.

– Нет, — как-то гордо отозвался мой собеседник, — мне денег всегда хватало, я электриком работал. В жизни ни одной рыбы ни поймал, представляешь? Все мужчины в нашем доме были рыбаками, а я вот не захотел. Не полюбил это дело.

Озеро Севан
© SPUTNIK / JANNA POGHOSYAN
Озеро Севан

Сократ Никогосян — вот имя редкого не рыбака, родившегося и живущего в селе рыбаков. Родители-то назвали его незамысловато — Хачиком, но всю жизнь он был Сократом.

– Как? Ну получилось так. Никогда не отзывался на Хачика. Кто первый Сократом решил назвать, уже не помню. Нужно было и в паспорте имя поменять на Сократа, — вздохнул местный философ, — сейчас уже смысла нет, мне 82 скоро.

Вернулся первый мужчина и исподлобья начал следить за нашей беседой. Потом не выдержал:

Досуг Цовагюхцев
© SPUTNIK / JANNA POGHOSYAN
Досуг Цовагюхцев

– Ну что ты Сократ, девочке мозги пудришь. Пойдем, посудишь немножко. Без дела все сидишь. Давай, вставай, старик, — потом обратился ко мне, — он моложе меня на 3 года, но вялый, как кот.

– А почему он должен судить?— спрашиваю уже тянувшего Сократа мужчину, — игроки не нужны?

– Игроки нужны, но не этот, — посмеялся он, — он только болтает или размышляет, а нам в игре активные нужны.

Сократ смиренно уже шел за другом, напоследок повернулся и помахал мне рукой. Другой мужчина, увидев это, подвел глаза к небу, а мне бросил скромное «До свидания». Я осталась одна у памятника Мурацану. От «умирающей от голода и вони деревни с людьми моря» осталась только последняя часть: люди и море.

Озеро Севан
© SPUTNIK / JANNA POGHOSYAN
Озеро Севан

Читать далее: https://ru.armeniasputnik.am/columnists/20180603/12430510/armyanskij-covagyuh-ili-kak-zhivet-ne-rybak-v-sele-rybakov.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *